Толкование положений международных соглашений об избежании двойного налогообложения — Модельная конвенция ОЭСР (Минфин России)

By | 11.11.2015

Международные соглашения об избежании двойного налогообложения основываются на Модельной конвенции по налогам на доход и капитал Организации экономического сотрудничества и развития (далее — Модельная конвенция ОЭСР), таким образом, при возникновении противоречий в толковании положений международных соглашений следует обращаться к официальным комментариям к ней, содержащим толкование ее положений (Письмо Минфина России от 04.06.2015 N 03-09-13/32514).

Вопрос: О ставке налога на прибыль в отношении дивидендов, выплачиваемых российской организацией кипрской организации, имеющей постоянное представительство в РФ.

Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 4 июня 2015 г. N 03-09-13/32514

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики в связи с письмом по вопросу налогообложения доходов от источников в Российской Федерации в виде дивидендов, выплачиваемых постоянному представительству иностранной организации на территории Российской Федерации, сообщает следующее.
Согласно пункту 1 статьи 246 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации, признаются налогоплательщиками налога на прибыль организаций.
Пунктом 1 статьи 307 Кодекса установлено, что доходы от источников в Российской Федерации, указанные в пункте 1 статьи 309 Кодекса, относящиеся к постоянному представительству, признаются объектом налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство.
Так, в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 309 Кодекса дивиденды, выплачиваемые иностранной организации — акционеру (участнику) российских организаций, признаются доходами, полученными иностранной организацией, не связанными с ее предпринимательской деятельностью в Российской Федерации, относящимися к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежащими обложению налогом.
Согласно пункту 6 статьи 307 Кодекса иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, уплачивают налог по ставкам, установленным пунктом 1 статьи 284 Кодекса, за исключением доходов, перечисленных в подпунктах 1, 2, абзаце втором подпункта 3 пункта 1 статьи 309 Кодекса. Указанные доходы, относящиеся к постоянному представительству, облагаются налогом отдельно от других доходов по ставкам, установленным подпунктом 3 пункта 3 и пунктом 4 статьи 284 Кодекса.
Ставка, установленная подпунктом 3 пункта 3 статьи 284 Кодекса, применяется к доходам, полученным иностранной организацией в виде дивидендов по акциям российских организаций, а также дивидендов от участия в капитале организации в иной форме, и составляет 15%.
Таким образом, Кодексом возможность налогообложения дивидендов, выплачиваемых постоянному представительству иностранной компании по ставке 0% (согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 284 Кодекса), не предусмотрена.
При этом следует учитывать, что согласно пункту 1 статьи 7 Кодекса если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
Так, между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр действует соглашение об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 5 декабря 1998 г. (далее — Соглашение).
В соответствии с положениями пунктов 1 и 2 статьи 10 Соглашения дивиденды, выплачиваемые компанией, являющейся резидентом одного Договаривающегося Государства, резиденту другого Договаривающегося Государства, могут облагаться налогом в этом другом Государстве.
Однако такие дивиденды могут также облагаться налогом в том Государстве, резидентом которого является компания, выплачивающая дивиденды, и в соответствии с законодательством этого Государства, но если лицо, имеющее фактическое право на дивиденды, является резидентом другого Государства, то взимаемый таким образом налог не должен превышать 10% или 5% от общей суммы дивидендов при выполнении установленных условий.
При этом согласно положениям пункта 4 статьи 10 Соглашения положения пунктов 1 и 2 статьи 10 Соглашения не применяются, если лицо, имеющее фактическое право на дивиденды, будучи резидентом одного Договаривающегося Государства, осуществляет предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся Государстве, резидентом которого является компания, выплачивающая дивиденды, через расположенное там постоянное представительство, или оказывает в том другом Государстве независимые личные услуги с находящейся там постоянной базы и дивиденды относятся к такому постоянному представительству или постоянной базе. В таком случае применяются положения статей 7 или 15 Соглашения в зависимости от обстоятельств.
При этом соглашение содержит статью 24 «Недискриминация», согласно пункту 2 которой налогообложение постоянного представительства, которое предприятие одного Договаривающегося Государства имеет в другом Договаривающемся Государстве, не должно быть менее благоприятным в этом другом Государстве, чем налогообложение предприятия этого другого Государства, осуществляющего аналогичную деятельность.
При этом следует учитывать, что международные соглашения об избежании двойного налогообложения основываются на Модельной конвенции по налогам на доход и капитал Организации экономического сотрудничества и развития (далее — Модельная конвенция ОЭСР), таким образом, при возникновении противоречий в толковании положений международных соглашений следует обращаться к официальным комментариям к ней, содержащим толкование ее положений.
Так, в соответствии с комментариями к статье 24 «Недискриминация» Модельной конвенцией ОЭСР цель положения о налогообложении постоянного представительства по не менее благоприятным условиям, чем налогообложение предприятий, осуществляющих аналогичную деятельность, состоит в том, чтобы исключить дискриминацию в рассмотрении постоянного представительства в сравнении с предприятиями-резидентами, относящимися к одним и тем же отраслям деятельности, в отношении налогов, имеющих отношение к производственной (коммерческой) деятельности, а именно в отношении налогов на прибыль, полученную от предпринимательской деятельности.
При этом согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 309 Кодекса дивиденды, выплачиваемые иностранной организации — акционеру (участнику) российских организаций, признаются доходами, полученными иностранной организацией, не связанными с ее предпринимательской деятельностью в Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, к доходам в виде дивидендов, выплачиваемым российской организацией российскому представительству иностранной организации, в соответствии с пунктом 6 статьи 307 и подпунктом 3 пункта 3 статьи 284 Кодекса и при учете положений пункта 4 статьи 10 и статьи 24 Соглашения применяется ставка 15%.

Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.В.ТРУНИН
04.06.2015

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир