О налоговом резидентстве физического лица — ФНС против Минфина России (п. 2 ст. 207 НК РФ)

Сам по себе факт нахождения физического лица в Российской Федерации менее 183 календарных дней в течение налогового периода (календарного года), по мнению ФНС России, не приводит к автоматической утрате статуса налогового резидента Российской Федерации, если физическое лицо располагает в России постоянным жилищем либо имеет в России центр жизненных интересов (Письма ФНС России от 29.10.2015 N ОА-3-17/4072@,от 16.01.2015 N ОА-3-17/87@)

Для определения налогового статуса физического лица в целях применения НК РФ применяются исключительно соответствующие положения самого Кодекса (п. 2 ст. 207 НК РФ) (Письмо Минфина России от 05.08.2015 N 03-04-05/45277).

Из положений международных договоров Российской Федерации об избежании двойного налогообложения, в том числе с Республикой Кипр, следует, что физическое лицо может рассматриваться в качестве налогового резидента России, если оно располагает в ней постоянным жилищем либо имеет в России центр жизненных интересов.
При этом наличие постоянного жилища подтверждается фактом нахождения жилого объекта в собственности либо действующей постоянной регистрацией по месту жительства в таком объекте. Центр жизненных интересов определяется по месту нахождения семьи, основного бизнеса или работы.
Таким образом, сам по себе факт нахождения физического лица в Российской Федерации менее 183 календарных дней в течение налогового периода (календарного года), по мнению ФНС России, не приводит к автоматической утрате статуса налогового резидента Российской Федерации в упомянутой выше ситуации (Письма ФНС России от 29.10.2015 N ОА-3-17/4072@, от 16.01.2015 N ОА-3-17/87@)

В соответствии с пунктом 2 статьи 207 НК РФ налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения.
Критерии для определения налогового статуса физического лица, предусмотренные в договорах об избежании двойного налогообложения, в том числе критерии места нахождения «постоянного жилища» или «центра жизненных интересов», используются для целей применения таких договоров в случаях, когда в соответствии с положениями национального законодательства физическое лицо признается налоговым резидентом в обоих государствах, заключивших соответствующий договор.
Таким образом, вышеуказанные положения договоров об избежании двойного налогообложения используются только для целей применения самих этих договоров и только в случаях, когда исходя из национального законодательства договаривающихся государств физическое лицо будет признаваться налоговым резидентом в обоих этих государствах.
Для определения налогового статуса физического лица в целях применения НК РФ применяются исключительно соответствующие положения самого Кодекса.
Письмо от 16.01.2015 N ОА-3-17/87@ не является совместным письмом ФНС России и Минфина России и подписано заместителем руководителя ФНС России (Письмо Минфина России от 05.08.2015 N 03-04-05/45277).

Вопрос: Об определении статуса налогового резидента РФ для целей НДФЛ.

Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО
от 29 октября 2015 г. N ОА-3-17/4072@

Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение о порядке подтверждения факта утраты физическим лицом — гражданином России статуса налогового резидента Российской Федерации и сообщает следующее.
В налоговых целях определение статуса физического лица в качестве налогового резидента Российской Федерации производится для применения положений статей 209, пункта 17.1 статьи 217, статьи 224, пункта 1.1 статьи 231 и пункта 1 статьи 232 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) в ситуациях, когда осуществляется налогообложение доходов таких физических лиц (освобождение от налогообложения, возврат излишне уплаченного налога) или устранение международного двойного налогообложения.
На основании положений пункта 2 статьи 207 Кодекса налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.
Согласно письму Министерства финансов Российской Федерации от 18.04.2007 N 01-СШ/19, направленному в адрес ФНС России, установление этого факта связано с обязанностью налогоплательщика по исчислению и уплате налога с полученных им доходов за соответствующий налоговый период (календарный год).
В данном случае речь идет об уплате налога таким лицом самостоятельно на основании положений статей 228 и 229 Кодекса в том числе с доходов, получаемых от источников за пределами России. В такой ситуации налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней за период с 1 января по 31 декабря соответствующего календарного года.
Пунктом 1 статьи 7 Кодекса предусмотрено, что если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Кодексом, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
Из положений международных договоров Российской Федерации об избежании двойного налогообложения, в том числе с Республикой Кипр, следует, что физическое лицо может рассматриваться в качестве налогового резидента России, если оно располагает в ней постоянным жилищем либо имеет в России центр жизненных интересов.
При этом наличие постоянного жилища подтверждается фактом нахождения жилого объекта в собственности либо действующей постоянной регистрацией по месту жительства в таком объекте. Центр жизненных интересов определяется по месту нахождения семьи, основного бизнеса или работы.
Таким образом, сам по себе факт нахождения физического лица в Российской Федерации менее 183 календарных дней в течение налогового периода (календарного года), по мнению ФНС России, не приводит к автоматической утрате статуса налогового резидента Российской Федерации в упомянутой выше ситуации.
Положений, обязывающих налогоплательщиков уведомлять налоговые органы о факте утраты статуса налогового резидента Российской Федерации, Кодекс не содержит.

Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
А.Л.ОВЕРЧУК
29.10.2015
Вопрос: Об утрате физлицом статуса налогового резидента РФ; об уведомлении налогового органа о данном факте, а также об участии в иностранных организациях для целей НДФЛ.

Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО
от 16 января 2015 г. N ОА-3-17/87@

Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение о порядке уведомления гражданином РФ об утрате физическим лицом статуса налогового резидента Российской Федерации, а также об участии в иностранных организациях и сообщает следующее.
В налоговых целях определение статуса физического лица в качестве налогового резидента Российской Федерации производится для применения положений статей 209, пункта 17.1 статьи 217, статьи 224, пункта 1.1 статьи 231 и пункта 1 статьи 232 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) в ситуациях, когда осуществляется налогообложение доходов таких физических лиц (освобождение от налогообложения, возврат излишне уплаченного налога) или устранение международного двойного налогообложения.
На основании положений пункта 2 статьи 207 Кодекса налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.
Согласно письму Министерства финансов Российской Федерации от 18.04.2007 N 01-СШ/19, направленному в адрес ФНС России, установление этого факта связано с обязанностью налогоплательщика по исчислению и уплате налога с полученных им доходов за соответствующий налоговый период (календарный год).
В данном случае речь идет об уплате налога таким лицом самостоятельно на основании положений статей 228 и 229 Кодекса, в том числе с доходов, получаемых от источников за пределами России. В такой ситуации налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней за период с 1 января по 31 декабря соответствующего календарного года.
Пунктом 1 статьи 7 Кодекса предусмотрено, что если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Кодексом, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
Из положений международных договоров Российской Федерации об избежании двойного налогообложения следует, что физическое лицо может рассматриваться в качестве налогового резидента РФ, если оно располагает в ней постоянным жилищем либо имеет в России центр жизненных интересов.
При этом наличие постоянного жилища подтверждается фактом нахождения жилого объекта в собственности, либо действующей постоянной регистрацией по месту жительства в таком объекте. Центр жизненных интересов определяется по месту нахождения семьи, основного бизнеса или работы.
Таким образом, сам по себе факт нахождения физического лица в Российской Федерации менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев не приводит к автоматической утрате статуса налогового резидента Российской Федерации в упомянутой выше ситуации.
Положений, обязывающих налогоплательщиков уведомлять налоговые органы о факте утраты статуса налогового резидента Российской Федерации, Кодекс не содержит.
Согласно положениям статьи пункта 1 статьи 34.2 Кодекса дача налогоплательщикам письменных разъяснений по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и прежде всего по положениям, вновь вступившим в силу, относится к компетенции Минфина России.
В то же время, по мнению ФНС России, предусмотренная подпунктом 1 пункта 3.1 статьи 23 Кодекса (в редакции Федерального закона от 24.11.2014 N 376-ФЗ) обязанность физического лица по уведомлению налогового органа об участии в иностранной компании возникает в любом налоговом периоде (начиная с 2015 года), в котором имеется факт наличия такого участия и за который это лицо может быть признано налоговым резидентом Российской Федерации на основании вышеупомянутых критериев.
При этом на основании положений пункта 4 статьи 25.14 Кодекса форма указанного уведомления, а также порядок ее представления должны быть утверждены приказом ФНС России, проект которого разрабатывается в настоящее время.

Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
А.Л.ОВЕРЧУК
16.01.2015

Вопрос: Об определении налогового статуса физлица для целей НДФЛ.

Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 5 августа 2015 г. N 03-04-05/45277

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу определения налогового статуса физического лица и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) разъясняет следующее.
В соответствии с пунктом 2 статьи 207 Кодекса налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения.
Критерии для определения налогового статуса физического лица, предусмотренные в договорах об избежании двойного налогообложения, в том числе критерии места нахождения «постоянного жилища» или «центра жизненных интересов», используются для целей применения таких договоров в случаях, когда в соответствии с положениями национального законодательства физическое лицо признается налоговым резидентом в обоих государствах, заключивших соответствующий договор.
Таким образом, вышеуказанные положения договоров об избежании двойного налогообложения используются только для целей применения самих этих договоров и только в случаях, когда исходя из национального законодательства договаривающихся государств физическое лицо будет признаваться налоговым резидентом в обоих этих государствах.
Для определения налогового статуса физического лица в целях применения Налогового кодекса Российской Федерации применяются исключительно соответствующие положения самого Кодекса.
Что касается упомянутого письма от 16.01.2015 N ОА-3-17/87@, то оно не является совместным письмом ФНС России и Минфина России и подписано заместителем руководителя ФНС России.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Р.А.СААКЯН
05.08.2015