О фактическом получателе доходов и раскрытии и документальном подтверждении его участия (Минфин России)

В случае если российской организацией выплачивается доход в виде дивидендов кипрской компании и при этом фактическим получателем такого дохода является российское физическое лицо, российской организацией, выплачивающей доход, не удерживается налог с дохода кипрской компании, не имеющей фактического права на такой доход (его часть), однако такая российская организация выступает налоговым агентом в отношении дохода, получаемого российским физическим лицом — фактическим получателем, с учетом соответствующих положений Кодекса (Письмо Минфина России от 10.08.2015 N 03-08-05/46030).

Документальное обоснование фактического права на доход должно содержать раскрытие последовательностей прямого и (или) косвенного участия лица, признающего себя фактическим получателем выплачиваемого дохода, в российской организации, распределившей дивиденды, и в иностранной организации, в пользу которой осуществлена выплата дивидендов, а сами такие последовательности должны быть подтверждены документально (Письмо Минфина России от 13.07.2015 N 03-00-08/2/40211).

Вопрос: Об уплате НДФЛ (налога на прибыль) при выплате дивидендов российской организацией иностранной организации, если фактическое право на доход имеет российское физлицо.

Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 10 августа 2015 г. N 03-08-05/46030

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики в связи с вопросом о порядке налогообложения дохода в виде дивидендов, выплачиваемого иностранному лицу, не имеющему на него фактического права, сообщает следующее.
Согласно положениям пункта 1 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 статьи 226 Кодекса, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 Кодекса, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 226 Кодекса.
Подпунктом 1 пункта 4 статьи 7 Кодекса установлено, что в случае выплаты доходов от источников в Российской Федерации иностранному лицу, постоянным местонахождением которого является государство (территория), с которым имеется международный договор Российской Федерации по вопросам налогообложения, и не имеющему фактического права на такие доходы, если источнику выплаты известно лицо, имеющее фактическое право на такие доходы (их часть), и такое лицо признается в соответствии с Кодексом налоговым резидентом Российской Федерации, налогообложение выплачиваемого дохода (его части) производится в соответствии с положениями соответствующих глав части второй Кодекса для налогоплательщиков, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, без удержания соответствующего налога в отношении выплачиваемых доходов (их части) у источника выплаты при условии информирования налогового органа по месту постановки на учет организации — источника выплаты доходов в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Таким образом, в случае если российской организацией выплачивается доход в виде дивидендов кипрской компании и при этом фактическим получателем такого дохода является российское физическое лицо, российской организацией, выплачивающей доход, не удерживается налог с дохода кипрской компании, не имеющей фактического права на такой доход (его часть), однако такая российская организация выступает налоговым агентом в отношении дохода, получаемого российским физическим лицом — фактическим получателем, с учетом соответствующих положений Кодекса.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.С.КИЗИМОВ
10.08.2015

——————————————————————

Вопрос: О налогообложении налогом на прибыль при выплате дивидендов российской организацией иностранной организации, если фактическое право на получение дохода имеет резидент РФ.

Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 13 июля 2015 г. N 03-00-08/2/40211

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики в связи с вопросом о порядке подтверждения лицом, признаваемым налоговым резидентом Российской Федерации, фактического права на доход в виде дивидендов, выплачиваемых российской организацией иностранному лицу, сообщает следующее.
Пунктом 1.1 статьи 312 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) установлено, что если лицом, имеющим фактическое право на получение доходов в виде дивидендов и косвенно участвующим в организации, выплатившей доход в виде дивидендов, является налоговый резидент Российской Федерации, к налоговой базе, определяемой по доходам, полученным в виде дивидендов, могут быть применены налоговые ставки, установленные подпунктами 1 и 2 пункта 3 статьи 284 Кодекса, с предоставлением налоговому агенту, выплачивающему такой доход, информации (документов), указанной в статье 312 Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 312 Кодекса налоговый агент, выплачивающий доход, для применения положений международных договоров Российской Федерации вправе запросить у иностранной организации подтверждение, что эта организация имеет фактическое право на получение соответствующего дохода.
На основании пункта 1.2 статьи 312 Кодекса налоговый агент, выплачивающий доход в виде дивидендов, для применения положений международных договоров Российской Федерации и (или) ставок налога, установленных Кодексом, в дополнение к документам, указанным в пункте 1 статьи 312 Кодекса, вправе запросить у иностранной организации, получившей доход в виде дивидендов, и лица, имеющего фактическое право на дивиденды, следующую информацию (документы):
1) подтверждение, что эта иностранная организация признает отсутствие фактического права на получение указанных доходов (не претендует на применение положений международных договоров Российской Федерации);
2) информацию о лице, которое иностранная организация признает фактическим получателем дохода (с указанием доли и документальным подтверждением порядка прямого участия в этой иностранной организации и косвенного участия в российской организации, распределившей дивиденды, а также государства (территории) налогового резидентства лица).
При этом, по мнению Департамента, порядок применения налоговых ставок по налогам на прибыль (доход) иностранных лиц, а также лиц, имеющих фактическое право на доход, выплачиваемый иностранному лицу, можно разделить на две составные части.
Во-первых, при наличии письменного отказа иностранного лица, которому выплачивается доход в виде дивидендов, фактического права на этот доход налоговый агент теряет право на применение льготной ставки налога на доходы иностранных лиц в отношении выплачиваемого дохода в виде дивидендов и обязан удержать налог с этого вида дохода по ставке 15 процентов. При этом удержание налога по указанной ставке, которая является максимальной для этого вида дохода, не обязательно должно основываться на документах, подтверждающих фактическое право на этот доход какого-либо иного лица.
Во-вторых, Кодексом предусмотрена возможность удержания налоговым агентом налога с выплачиваемого дохода по ставке 13% в случае, если фактическим получателем дохода является лицо, признаваемое налоговым резидентом Российской Федерации. Применение указанной налоговой ставки в этом случае должно быть обосновано документами, подтверждающими наличие такого права у лица, признаваемого налоговым резидентом Российской Федерации.
Кодексом не установлен фиксированный перечень документов, свидетельствующих о наличии у лица фактического права на выплачиваемые доходы. По мнению Департамента при запросе подтверждения фактического права на получение соответствующего дохода налоговым агентом должен учитываться факт возникновения (отсутствия) риска получения необоснованной налоговой выгоды в случае недостоверного указания фактического получателя дохода.
Таким образом, для целей применения ставки налога на прибыль организаций, установленной подпунктом 2 пункта 3 статьи 284 Кодекса (13%) необходимо предоставление информации, предусмотренной пунктом 1.2 статьи 312 Кодекса. При этом указанная информация также должна сопровождаться письменным подтверждением лица своего права на доход и документальным обоснованием такого права.
По мнению Департамента, документальное обоснование фактического права на доход должно содержать раскрытие последовательностей прямого и (или) косвенного участия лица, признающего себя фактическим получателем выплачиваемого дохода, в российской организации, распределившей дивиденды, и в иностранной организации, в пользу которой осуществлена выплата дивидендов, а сами такие последовательности должны быть подтверждены документально.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.В.ТРУНИН
13.07.2015